o_avgust (o_avgust) wrote,
o_avgust

В столице средневекового монгольского мира

Хархорин

Утро в городе коня было тяжелым, но выбора не было. Нужно было вставать, приводить в порядок автомобиль и двигаться дальше.

Как помним, на нашем дорожном крейсере одно колесо спустило в ноль, а второе - наполовину. План такой: меняю пробитое колесо на запаску, а то, что травит, подкачиваю, а затем еду искать шиномонтажку.

Замена 17-дюймого колеса на джипе – удовольствие еще то. Но дело знакомое, хоть и не скорое. В разгар работ появляется помощник: поддомкрачивает «Прадо», пока я ослабляю болты крепления. Меняю колесо на запаску, и пока его креплю, доброволец просто исчезает, даже «спасибо» не успеваю ему сказать. Вот такая бескорыстная помощь, очень характеризующая монголов.

На ближайшей заправке, а их, к слову, в любом населенном пункте Монголии несколько, подсказывают направление до ближайшей шиномонтажки. Обычный 10-тонный контейнер с телефоном на вывеске. Увы, закрытый. Хозяина помог вызвать владелец ближайшей закусочной, кстати, тоже бывший военный.

Ремонт двух колес, без таких глупостей, как балансировка, обошелся в 20 тысяч тугриков (чуть больше 700 рублей). Ну и чтобы дважды не вставать: до конца путешествия я пробил еще одно колесо (другое), но, постоянно подкачивая, добрался на нем до Иркутска.

По Монголии

Итак, мы покинули гостеприимный город с некоторой задержкой и взяли курс на Хархорин, древнюю столицу Монголии, про которую можно без натяжек сказать, что это была одна из столиц мира в средневековье. Сложно представить, но сюда съезжались европейские послы, а русские князья месяцами здесь ждали аудиенции у великого хана.

На Хархорин, он же Каракорум, было два пути. Длинный по асфальту и короткий по степи. Ну, как короткий – около 100 километров. Вдохновленный предыдущим пробегом по пустыне, выбрал короткий. При этом как-то даже не напряг начинающийся дождь, может быть, потому, что впереди маячила «буханка» и зрело убеждение, что если уж она пройдет, то мы тем более.

Вообще, попутчик в Монголии дело редкое. За предыдущий день мы не догнали ни одного, зато встречных попалась парочка. Одиночество - обычное дело на монгольских просторах. В пустыне мы и скот редко встречали. Но тут появилась вода, трава и стада. Если появились животные, значит, где-то рядом будут и юрты. Все-таки спокойнее себя чувствуешь, когда знаешь, что поблизости есть люди.

По Монголии

Однако «буханка» как раз к одному из таких стойбищ и ушла. И нам вновь пришлось полагаться только на себя.

На подъезде к Хархорину появился асфальт, а затем и турбазы. Туристический центр городка оказался очень оживленным, причем, много было иностранцев, в основном, европейцев. Откровенно говоря, это меня удивляло. Вот Россия - ближайший сосед Монголии. Въезд безвизовый. Страна интересная. Недорогая. Почему здесь толкутся немцы, итальянцы, а русских не видать? Загадка какая-то…

Хархорин

Мы побродили по храмовому комплексу.

На снимках видно, что некоторые из скульптур вроде как мокрые и кое-где видны белые разводы. Это не причуды погоды, а результаты недавнего и самого главного для монгола праздника - надом. Формально праздник приурочен к годовщине независимости Монголии. Праздник спортивный, можно сказать: скачки, борьба, стрельба из лука – главные события на нем. Но параллельно делаются различные подношения богам. И для этого используется молоко - символ счастья и благости для монголов. Вот им всё в округе и поливают.

Хархорин небольшой. Не зная его истории не догадаешься, что здесь располагалась ставка потрясателей Вселенной. Мы объехали небольшой городок по кругу менее чем за час.

Затем забрались на самую высокую сопку из окружающих город. Вот виды с вершины.

Там же обнаружили традиционное обо.

Хархорин

День у нас выдался суматошным, а городок показался приятным, вот и решили в нем встать на ночевку. Рядом с отелем оказался главный музей Карокарума. Зашли и в него. Удивили цены на фотосъемку в нем – более 1000 рублей.

Решили обойтись без экскурсии, но пользу от похода в музей извлекли. В магазинчике, расположенном здесь же, приобрели подробные карты Монголии (дорог, достопримечательностей). Жаль, что случилось это к концу нашего путешествия, но, может, еще пригодятся.

Забавно, что напротив помпезного, но немного запущенного национального музея расположился еще один, передвижной. Три юрты и веранда, обнесенные жиденьким забором, носили гордое звание «арт-музей». На чурбаках были закреплены крупные арт-объекты.

Арт-музей в Монголии

Местный художник решил творческие задачи просто: к деревянным скульптурам нижней женской половины он присобачил какие-то рога и загогулины. И демонстрировал эти произведения искусства за деньги всем желающим. Площадка оказалась как раз за окнами нашего отеля, но за несколько часов я не заметил, чтобы туда хоть кто-нибудь забрел. К ночи перфоманс начали сворачивать.

Три человека за пару часов разобрали и запихали в грузовик юрты и умчались с ними в темноту. Арт-объекты остались киснуть под начинающимся дождиком. Вот, подумал я, настоящая цена авангарда в центральной Монголии. Однако я недооценил музейщиков: они вернулись в ночи и отодрали скульптуры от постаментов. Утром за окошком валялась только пара чурбаков.

Потом продолжим.

Tags: автопутешествие, каракорум, монголия, хархорин

• Остуни – Белый город

Давно собирался провалиться в это воспоминание, но все дела текущие не позволяли. Однако пришло время… Название у города греческое, но сам…

• Гостиница, бывшая ферма

Я слышал об агротуризме, но, ни когда не было позыва испытать на себе, что это такое. Однако жизнь заставила. И, как оказалось, это стало одним…

• Флоренция

Город, в котором туристу приходится тяжко трудиться. Не все достойно справляются с этим. Вот и этот бедняга так изголодался, что вынужден искать…